При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом, который представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Все, что отклоняется от норм, обычаев, ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное относительно собственной культуры, которая ставится в центр мира и рассматривается как мера всех вещей. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к аутгруппам и может сочетаться с толерантным отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является результатом позитивного отношения к ингруппе, и в меньшей степени она возникает из настороженного отношения к другим этническим общностям.

Этноцентризм и межэтнические конфликты. Индоктринация

Термин этноцентризм ввел в У. Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. Этноцентризм— предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей.

В основе этноцентризма лежит ксенофобия (этнофобия): навязывание собственных культурных ценностей, представления о превосходстве и.

Американский социолог Уильям Г. Самнер . Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Под предрассудками, по определению американского ученого У.

Исходя из мифологического мышления, собственная группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Подобный взгляд содержит расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей зависит от их биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции следующий:

Мир вокруг нас Приезжая в какую-нибудь страну, мы испытываем культурный шок, когда сталкиваемся с необычными, непривычными для нас традициями, образом жизни, менталитетом. Об этом хорошо написано в статье"Как подготовиться к культурному шоку в Америке? Там даётся такое определение: Он возникает как реакция на различия в привычных проявлениях жизнедеятельности: Что иностранцы о нас думают?

Да что говорить, если даже в своей стране мы не знаем реального положения дел в разных регионах!

расширения межэтнических коммуникаций стереотипы этноцентризма 78 Багдасарян В.Э. Мифологическая парадигма этнофобии // Проблемы.

Предыдущая 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая В предшествующем разделе мы кратко указали на то, что политические конфликты, включая войны, связаны, помимо агонистического поведения, также с лояльным поведением — афилиацией см. В этом контексте рассмотрим проблематику отношений между различными этносами племенами, нациями, расами и др. Проблематика межэтнических отношений привлекает внимание многих биополитиков и этологов человека.

Проводятся международные конференции и выходят в свет многочисленные сборники статей по указанной проблематике. Этноцентризм часто сочетается с ксенофобией греч. Как и у животных, территориальное поведение связано с консолидацией группы как био социальной системы, распознаванием"своих" и"чужих", против которых направлено агонистическое поведение. Таким образом, предпосылкой этноцентризма является внутригрупповая афилиация, приводящая к разделению мира на"своих" и"чужих","нас" и"их" рис.

Этнические стереотипы. Этноцентризм и ксенофобия. Культурная экспансия.

Ученый секретарь диссертационного совета Ведущая организация Романова Анна Петровна, доктор философских наук, профессор Ставропольский Государственный Университет доктор политических наук, профессор А В Баранов . Богардуса, К Додда, Д. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка литературы . Нелегитимные социально-политические практики стали частью жизнедеятельности значительной части общества Маргинализация социальной и политической структуры усилила кризис идентичности и активировала роль этнического фактора В результате складывается явление яиминальности деструктивности и неопределенности всех социально-политических процессов.

Показано, что этнофобии порождаются социально-экономическими противоречиями, не являются врожденными и представляют девиации в межнациональных отношениях, в которых доминируют формы конструктивного взаимодействия и синтеза культур. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях соискателя общим объемом 1,7 п.

этнические фобии (этнофобии), определяющие предубеждение и дискриминацию . В основе гиперидентичности лежит этноцентризм именно в том.

Американцы склонны так воспринимать описания незападных культур, словно они заимствованы из книг о необыкновенных приключениях Мердок, или фильмов вроде"Храма Страшного суда". Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи"дикарей".

Мы считаем"правильным" только западный образ жизни, а незападный — странным или варварским. Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить"варваров" в свою веру.

Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге"Народные обычаи", опубликованной в г. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом.

Этноцентризм и культурный релятивизм.

Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи"дикарей". Мы считаем"правильным" только западный образ жизни, а не западный — странным или варварским. Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить"варваров" в свою веру.

Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов.

этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму Может приобретать разные формы: этнофобия, русофобия, цыганофобия.

Журналистика напрочь лишилась нравственных норм, задач исследования жизни. Вторыми поставщиками класса падальщиков стала советская интеллигенция, вдруг обнаружившая страстное желание быть признанной совокупностью личностей. Замечательный русский философ А. Важнейшие границы, разделяющие человечество и, преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой" 4, Приведем лишь один пример. Все время можно слышать, что религия разъединяет людей. Цивилизационный подход позволяет выдвинуть новое основание для классификации конфликтов.

Именно поэтому подспудно этот человеческий тип всегда стремится сломать все формы стабильной жизни. Все согласно китайской стратагеме:

Роль стереотипов в межкультурной коммуникации

Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык — при описании той же черты чужой группы: И наоборот — англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами. Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических.

Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы. На степень выраженности этноцентризма более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а социальные факторы — социальная структура, объективный характер межэтнических отношений.

этнофилософия · этноцентризм. Смотреть что такое"этнофобия" в других словарях: национализм — идеология, социальная практика, политика.

Для того чтобы скачать эту работу. Пожалуйста введите слова с картинки: И нажмите на эту кнопку. Введение Актуальность научных исследований межэтнических отношений и, в частности, феномена этноцентризма и ксенофилии доказана на сегодняшний день самой жизнью. Налицо радикальные изменения в этническом самосознании народов нашей страны, что находит выражение в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям, языку.

Однако рост этнического самосознания нередко принимает формы, которые обуславливают негативное отношение к другим этносам, неприятие их культуры, языка и традиций, уклонение от общения с ними вплоть до демонстрации открытой враждебности. В науке это явление получило название этноцентризма. Как феномен обыденного этнического сознания этноцентризм давно привлекает к себе внимание этнографов, социологов, социальных психологов.

Этноцентризм в любой форме его проявления оказывает разрушительное воздействие на межэтнические контакты, поэтому изучение данного феномена является очевидно необходимым, особенно в современных условиях, когда этнические конфликты в стране стали ежедневной реальностью. Исследование этноцентризма развивалось в направлении от абсолютизации этого явления и обоснования его неизбежности - к выявлению социальных, исторических, социально-психологических условий и механизмов его актуализации в межэтнических отношениях.

В настоящее время интерес исследователей в большей степени направлен на изучение закономерностей и особенностей актуализации этноцентризма в различных социокультурных и ситуативных условиях. Такая постановка проблемы помогает не только выявлению различных факторов, способствующих или препятствующих проявлениям межэтнического негативизма, но позволяет полнее понять природу и функции данного явления, его действительное место во взаимоотношениях этносов.

5.16.3. Этноцентризм и межэтнические конфликты.

Одна из серьезных методологических проблем понимания национализма состоит в девальвации и размывании самого этого понятия. Например, этническая идентичность — чувство принадлежности к определенной этнической группе; этноцентризм — ощущение собственной культурной уникальности и чувство превосходства по отношению к другим народам; этнофобия — комплекс негативных реакций в отношении тех или иных этнических групп и т.

Хотя национализм, этническая идентичность, этноцентризм и этнофобия имеют общим источником этничность, сами эти понятия не тождественны, пусть даже их объемы пересекаются.

становится анализ и концептуальное истолкование таких феноменов современного общественного сознания как этноцентризм и этнофобия.

Этноцентризм и ксенофобия на примере пребывания в поликультурной среде………………………………………… Термин этноцентризм ввел в У. Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. Этноцентризм— предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей.

Этноцентризм как социально-психологическое явление Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в.

Этноцентризм

качать работу Функция"чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме! Введение Актуальность научных исследований межэтнических отношений и, в частности, феномена этноцентризма и ксенофилии доказана на сегодняшний день самой жизнью. Налицо радикальные изменения в этническом самосознании народов нашей страны, что находит выражение в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям, языку.

Однако рост этнического самосознания нередко принимает формы, которые обуславливают негативное отношение к другим этносам, неприятие их культуры, языка и традиций, уклонение от общения с ними вплоть до демонстрации открытой враждебности.

сти, этноцентризм, ксенофобия, мигрантофобия, этнофобия. Key words: interethnic aggression, migrants, ethnic-national community, ethnocen-.

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого в том числе права быть иным , а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность —"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском —"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском языке быть толерантным значит"позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность —"прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин"толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая"отсутствие или ослабление реагирования на какой—либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию".

А слово"терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает"способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Этноцентризм, ксенофобия и культурный шок Разбермся

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене.

Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.

Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии. Этноцентризм, по мнению американского социолога.

Социально-политическая маргинализация на Северном Кавказе Введение к работе Актуальность темы исследования продиктована сложностью разрешения межэтнических, межкультурных, конфликтов в современной России, среди форм проявления которых отмечаются терроризм, ксенофобия, воинствующий национализм, этнофобия, внедряемые определенными деструктивными группами в массовое сознание членов общества этноцентристские настроения для достижения своих политических и экономических целей.

Радикальные политические трансформации, произошедшие в России и на всем постсоветском пространстве, в результате которых этнополитические процессы в России, как и других странах бывшего Советского Союза, приобрели во многом неустойчивый характер, оказывают влияние на политическую стратификацию в России. Изменение статусов этносов, обострение борьбы за ресурсы, смена идеологических парадигм в условиях полиэтнического общества спровоцировали сегментацию этнополитического пространства, обострение межэтнических отношений и этнополитические конфликты.

Анализируя изменяющейся этнополитической реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития глобализируемого мира над классовыми интересами стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. Совершилась универсализация этничности, а вместе с ней интернационализация этнических конфликтов, проявившаяся особенно остро на Северном Кавказе.

На практике зачастую не удается предотвращать или эффективно регулировать постоянно возникающие конфликтные ситуации, разрабатывать их научно обоснованные прогнозы. С переходом на рыночные отношения в постсоветской России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным. Реальность показывает, что эти проблемы в республиках Северного Кавказа вошли в новую фазу развития, демонстрируя этноцентристские проекты их решения.