Основа страха — наш инстинкт самосохранения, желание уберечься от опасностей. В этом смысле страх имеет положительное значение. Воображаемые страхи, проявляясь в определенном возрасте, свидетельствуют о прогрессе в развитии ребенка и необходимы для взросления перед темнотой, чудовищами или ведьмами. Способность детей в возрасте 3—6 лет преодолевать страх перед чудовищами — признак того, что в них уже закрепились такие навыки, которые позволяют отделять реальность от фантазии и справляться с внутренней агрессией, которая усиливается в этот период развития. Страхи могут появиться вследствие неразрешимых переживаний или острых психологических нарушений, а также на фоне перенапряжения нервных процессов, такие страхи называются невротическими. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания со стороны родителей, психологов, педагогов. Мы считаем, что старший дошкольный возраст, является самым благоприятным периодом для профилактики и коррекции страхов, так как, по мнению психологов:

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность — на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.

Упражнения для снятия тревоги, напряжения и стресса, или скажем «нет» . Найдите полчаса и набросайте список ваших страхов.

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья Медведева Е. В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми. Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Тема рисунка может меняться. Изобразительное творчество позволяет детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями зрение, двигательная координация, речь, мышление , рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия, как составная часть арт-терапии, активно входит в педагогику. Изотерапия позволяет ребёнку и взрослому гармонизировать пространство вокруг себя, понять проблемы собственной личности, справиться с поведенческими проблемами, страхами, неуверенностью в себе. Изотерапия помогает справиться с нервным напряжением, раскрепоститься. Деятельность с бумагой, холстом, красками, другими средствами художественной выразительности даёт человеку возможность выразить свои надежды, чувства, те, что до этого момента трудно было выразить мысленно и словесно.

Упражнения, содержащие элементы изотерапии

Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. Нижеследующий текст предназначен для взрослого: Бабочка во многих культурах — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы.

Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки. Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг Кукла-ребенок боится, дрожит все эмоции должны быть сильно преувеличены , а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне Этюд Грз Дело происходит на даче или в деревне.

Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать.

Изотерапия — коррекция страхов у детей при помощи рисунка

Польза Преимуществ у арт-методик много. Во-первых, при занятиях творчеством человек может выразить свой внутренний мир, показать свои эмоции и чувства, благодаря чему ощутить облегчение от выплеснутой информации. Во-вторых, такой способ самореализации помогает понять психотерапевту суть проблемы, о которой человек не может сказать вслух, и значит — правильно предложить дальнейшее лечение или действия. Цели арт-терапии Можно подумать, что занятия танцами, постановка сценок или рисование помогают полностью излечиться — очищают подсознание, корректируют личность пациента.

Однако это не совсем верная точка зрения. Терапия творчеством — дает пациентам стимул для достижения этих целей.

Как показывает опыт использования арт-коррекции, наиболее дети имеют опыт спонтанного использования рисования для снятия напряжения.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: Главное — выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени. Лейтмотив всех заданий — ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию.

Главное — не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.

Статья"Коррекция страхов нетрадиционными техниками изотерапии"

Видео Основные направления арт-терапии Подобное лечение напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. К видам его проявления можно отнести: Рассмотрим каждый из них подробней. И, если боязнь отделима от самого малыша, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно.

В этом варианте упражнения детям сообщалось, что у страшного При работе со страхами также использовался метод (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии. . метода символдрамы, песочной терапии, арт- терапии у Андрея.

Транскрипт 1 Игры и упражнения с элементами изотерапии. Методика может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой. Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее дети дорисовают монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.

Существуют и другие варианты применения этой методики: Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтоб он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, так, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным. После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов.

Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Практическая работа психолога с детскими страхами

Дети, понравилась вам игра? Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры — участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу.

Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального в себе;; снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и разминочные упражнения,; реализация арт-техники и обсуждение.

Изотерапия — упражнения Рисование — самый популярный метод арт-терапии. Рисунок — это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка. Например, как избавиться от страха? Можно нарисовать свой страх, а потом, посмотрев на результат, сказать, что лично у вас вызывает эти негативные чувства. Изменив рисунок так, чтобы эмоции перешли в позитивное русло, мы изменим отношение к тому, что нас настораживает и страшит.

Вы нарисовали какого-то монстра?

Занятия по арт-терапии и изотерапии

Однако научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут поставить себя на место другого человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

Изотерапия или рисование может оказывать на ребёнка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие: Изотерапия для ребёнка служит средством, которое помогает ему разобраться в себе и в своих чувствах. Как же устранить страхи с помощью изотерапии? страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками.

Все это способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия . Тема «Вовсе не страшно» направлена на преодоление страхов и .

Причины возникновения детских страхов. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды. Формализованное общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых форм освоения действительности и избыток информации, неадекватной для восприятия детей старшего дошкольного возраста, - являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных состояний - страхов, тревожности, беспокойства и т.

В свою очередь актуализация страхов сопровождается нарушениями адекватного психического развития, что отрицательно воздействует на становление личности ребенка. Арт-терапия является эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы детей, относится к психологическому воздействию искусством посредством занятия творчеством.

Упражнение для снятия напряжения от психологического стресса